Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Договор аренды транспортного средства

Договор аренды транспортного средства как с экипажем, так и без него - взаимный и возмездный. Как следует из формулировок ст. 632, 642 ГК, он является реальным. По-видимому, это связано с реальным характером договоров перевозки, исполняемых на транспортных средствах, являющихся предметом договоров аренды транспортного средства. В то же время формулировки ст. 198, 211 КТМ позволяют заключить, что тайм-чартер и бербоут-чартер являются консенсуальными договорами.

Правовое регулирование договора аренды транспортного средства имеет определенную специфику. В ст. 641 и 649 ГК установлено, что транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных § 3 гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств. Слова "иные" и "помимо" означают, что правила транспортных уставов и кодексов применяются наряду с правилами § 3 гл. 34 ГК, т.е. не могут содержать изменяющие Гражданский кодекс нормы и не имеют перед ним приоритета. В остальном коллизионные вопросы решаются в общем порядке, рассмотренном в § 1 настоящей главы. Таким образом, например, договор небытового проката речного самоходного судна должен регулироваться в следующей последовательности: 1) нормами Гражданского кодекса о договоре проката; 2) нормами Гражданского кодекса об аренде транспортных средств и нормами Кодекса внутреннего водного транспорта об аренде судов, при условии их непротиворечия соответствующим нормам Гражданского кодекса; 3) общими положениями Гражданского кодекса об аренде; 4) общими положениями Гражданского кодекса о договорах; 5) общими положениями Гражданского кодекса об обязательствах; 6) общими положениями Гражданского кодекса. Каждый последующий уровень правового регулирования действует субсидиарно, т.е. лишь постольку, поскольку соответствующая норма не находится на предыдущем уровне. Понимание этого алгоритма важно, например, при решении вопросов о распределении обязанностей по проведению ремонтов или допустимости совершения распорядительных действий в отношении арендованного транспортного средства.

Нормы о договоре аренды транспортного средства содержатся в ст. 60-65 КВВТ и ст. 198-224 КТМ. Остальные транспортные уставы и кодексы данных положений не содержат. В частности, вопреки ожиданиям цивилистов, молчит на этот счет новый УАТ от 8 ноября 2007 г.. Спорным остается вопрос о том, имеет ли ст. 104 ВК в виду аренду транспортных средств, говоря о воздушном чартере. Однако, учитывая то, что никаких иных норм о воздушном чартере Воздушный кодекс не содержит, данный вопрос лишен практического смысла: договор аренды воздушного судна целиком подчинен Гражданскому кодексу. Аналогичный вывод следует сделать в отношении встречающихся в ст. 94 и 99 УЖТ упоминаниях об аренде вагонов.

Объем прав арендатора по договору аренды транспортного средства включает правомочия владения и пользования. Даже при аренде транспортного средства с экипажем работники арендодателя, управляя транспортным средством, осуществляют владение им в чужом интересе, а не в интересе своего работодателя. В полной мере арендатор получает правомочие пользования транспортным средством, которое может эксплуатироваться для указанных в соглашении целей или в соответствии с его назначением.

Элементы договора аренды транспортного средства. В определении договора аренды транспортного средства нет специальных указаний на статус сторон. Таким образом, по общему правилу как арендодателем, так и арендатором могут быть все субъекты гражданского права. Однако нельзя забывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его эксплуатацией деятельность характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях стороны по договору, управляющие транспортным средством и технически эксплуатирующие его, должны отвечать ряду публично-правовых требований, содержащихся в специальном законодательстве.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 27-03-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 25-03-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 23-03-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Как Вы считаете, сколько лет охраняется право на авторство?
  •  Пока человека работает в качестве автора
  •  В течение жизни автора
  •  49 лет после смерти автора, а затем наследники должны продлять этот срок
  •  30 лет после смерти автора
  •  100 лет после смерти автора
  •  бессрочно