Банковская гарантия
Получив от бенефициара документ, представляющий заявленное притязание, и приложенную к нему документацию, гарант обязан без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии этих документов, а также в разумный срок, т.е. срок, по окончании которого у гаранта останется время для уплаты бенефициару гарантийной суммы до истечения упомянутых выше сроков, рассмотреть представленные бенефициаром документы на предмет их соответствия условиям договора банковской гарантии.
Согласно абз. 5 ст. 316 ГК денежное обязательство исполняется в месте жительства кредитора в момент возникновения этого обязательства. В предшествующем изложении отмечалось, что притязание бенефициара и корреспондирующая ему обязанность гаранта возникают в момент неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обеспеченного гарантией обязательства. Поэтому местом уплаты гарантийной суммы следует считать место жительства или нахождения бенефициара в момент наступления указанного условия права. Если после заключения договора банковской гарантии бенефициар изменил свое место жительства и сообщил об этом гаранту, то уплата производится по новому месту жительства или нахождения бенефициара с отнесением на его счет расходов, связанных с переменой места исполнения. Если же бенефициар не известил гаранта об изменении своего места жительства, то гарант может предоставить задолженную сумму по прежнему адресу, а при отсутствии в этом месте бенефициара или уполномоченного им лица - внести ее в депозит нотариуса или суда.
При нарушении обязанности перед бенефициаром на гаранта возлагается ответственность, которая, если в документе о гарантии не указано иное, состоит в уплате процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Стороны могут оговорить, что ответственность гаранта ограничивается суммой, эквивалентной сумме, на которую выдана банковская гарантия.
Гарант может противопоставить бенефициару как материально-правовые возражения, например возражение о несоответствии представленных бенефициаром при заявлении притязания документов условиям договора банковской гарантии, возражение об истечении исковой давности по притязанию бенефициара, возражение о предоставленной ему бенефициаром отсрочке платежа, так и процессуальные возражения, т.е. ссылки на то, что притязание бенефициара не возникло либо хотя и возникло, но в последующем прекратилось.
Ввиду присущего притязанию из банковской гарантии свойства независимости от основного обязательства гаранту не причитается возражение об истечении давности по притязанию бенефициара к принципалу. Неполная акцессорность притязания бенефициара на уплату гарантийной суммы лишает гаранта возможности защищаться возражениями о прекращении основного обязательства после вступления договора банковской гарантии в силу. Кроме того, поскольку этот договор является абстрактным по отношению к соглашению о предоставлении банковской гарантии, гарант не может выдвинуть против бенефициара возражения, касающиеся действительности указанного соглашения.
Исполнение притязания бенефициара приводит к возникновению регрессного отношения между гарантом и принципалом. Регулируя это отношение, п. 1 ст. 379 ГК предписывает: "право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия". Эту формулировку нельзя толковать в том смысле, что регрессное притязание гаранта обосновывается договором о предоставлении банковской гарантии, поскольку такое толкование означало бы, что при отсутствии соответствующего условия в договоре принципал не обязан возмещать гаранту исполненное по гарантии, и, следовательно, допускало бы неосновательное обогащение принципала. Поэтому надлежит признать, что регрессное притязание возникает у гаранта в силу закона.