Акционерное общество
На ликвидацию акционерного общества оказывают влияние категории и типы акций. Так, из оставшегося после расчетов с кредиторами имущества в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом согласно ст. 75 Закона об АО, во вторую - расчеты с владельцами привилегированных акций, в третью - распределяется имущество между владельцами обыкновенных и всех типов привилегированных акций. Таким образом, в отношении ликвидационной квоты владельцы привилегированных акций являются кредиторами второй или третьей очереди в зависимости от того, определяет ли ее размер устав, в том числе устанавливает ли порядок его определения.
Народное предприятие. Народное предприятие появилось благодаря ФЗ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников " как "плод быка и трепетной лани". В субсидиарном порядке к нему применяется Закон об АО и только в части закрытых обществ. Отличительные его особенности состоят в следующем.
1. Народное предприятие не может быть создано первоначально: оно создается только путем преобразования любой коммерческой организации, кроме унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% акций. Для создания народного предприятия необходимы два условия: а) согласие трех четвертей участников и б) согласие всех наемных работников преобразуемой коммерческой организации полностью или частично. Отсутствие единогласия работников препятствует преобразованию коммерческой организации в народное предприятие). При наличии этих двух условий между участниками преобразуемой коммерческой организации и той частью работников, которая пожелала стать акционерами народного предприятия, заключается договор о создании народного предприятия. Несогласование существенных условий данного договора опять-таки препятствует процессу преобразования. Учредительным документом народного предприятия является его устав, особенность которого состоит в том, что он должен дополнительно определять максимальный объем акций, которым может владеть, с одной стороны, совокупность лиц, не являющихся работниками народного предприятия, с другой стороны - один работник народного предприятия.
2. Закон о народных предприятиях предъявляет ряд требований к структуре уставного капитала, при этом предприятие может выпускать только обыкновенные акции. Статус акционера в народном предприятии непосредственно связан с осуществлением трудовой функции: народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а тот, в свою очередь, обязан продать предприятию принадлежащие ему акции по их выкупной стоимости. По решению наблюдательного совета или согласно уставу отчуждение акций возможно и в пользу других акционеров по договорной цене.
3. В народном предприятии не может быть свыше 5000 акционеров, при этом среднесписочная численность работников должна быть не менее 51 человека, а число работников, не являющихся акционерами предприятия, не должно превышать 10% численности работников.
4. Общее собрание акционеров народного предприятия имеет более широкую компетенцию в сравнении с обычными акционерными обществами, при этом голосование на нем подчиняется правилу "один акционер - один голос", а в состав наблюдательного совета народного предприятия, как правило, входит по должности его генеральный директор, который одновременно является председателем наблюдательного совета.
Вполне очевидно, что в рамках народного предприятия законодатель предпринял весьма неудачную попытку моделирования самостоятельной формы коммерческой организации, объединяющей возможности и преимущества кооперативного и акционерного бизнеса. Однако значительная их отдаленность друг от друга и сущностные различия не могли не породить тот самый "гибрид акционерного общества, артели и казармы". На практике народные предприятия оказалась нежизнеспособными и не получили распространения, а сам Закон вызывал массу нареканий по принципиальным соображениям.