Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается для преодоления разногласий в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. После доработки законопроекта согласительной комиссией он повторно принимается в одном чтении Государственной Думой и Советом Федерации.
В случае непринятия до 1 декабря текущего года проекта федерального закона о федеральном бюджете федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года. В других случаях задержки принятия федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума РФ вправе принять федеральный закон о бюджете на первый квартал очередного года, в соответствии с которым Правительство РФ обязано будет осуществлять расходы федерального бюджета.
Отдельный режим принятия имеют секретные статьи федерального бюджета, которые рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Материалы к секретным статьям рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат. Помимо секретных статей есть еще специальные секретные программы, которые включаются в состав расходов федерального бюджета и представляются в Федеральное Собрание Президентом РФ. Порядок их принятия, последующего расходования средств и контроля за исполнением программ также устанавливается Президентом РФ. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания РФ и специальным комиссиям палат.
Бюджетный кодекс в отдельном режиме регламентирует порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, что предполагает разработку Правительством РФ соответствующих проектов федеральных законов, которые вносятся в Государственную Думу РФ. В содержание этих проектов может входить любой аспект бюджетной деятельности, если он уже урегулирован федеральным законом о федеральном бюджете. То есть действует принцип совпадения правового поля действующего нормативного акта и проекта нормативного акта о его изменении.
Помимо Правительства РФ такие проекты могут вносить на рассмотрение Государственной Думы другие субъекты права законодательной инициативы. Однако содержание их проектов может затрагивать лишь вопросы, изменяющие основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов России в конкретных случаях превышения доходов над учтенными расходами федеральным законом о федеральном бюджете более чем на 10%, что подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года. Кроме того, содержание их проектов может касаться случаев выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного ревизиями и проверками Счетной палаты РФ или других контрольных органов, и внесения предложений о сокращении либо блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета.