Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
На принятие Государственной Думой проекта федерального закона о бюджете в первом чтении выделяется срок 30 дней, который исчисляется со дня поступления документов в законодательный орган. В первые 15 дней все комитеты Государственной Думы обязаны подготовить и направить в Комитет по бюджету свои заключения по законопроекту и предложения о принятии либо отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения. После этого Комитет по бюджету готовит свое заключение по законопроекту о бюджете, а также проект постановления Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Непосредственно предметом первого чтения являются: концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития России на очередной год, основные направления бюджетной и налоговой политики на следующий год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и другие основные характеристики федерального бюджета, в число которых включены:
— доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
— распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
— дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год, а также источники покрытия его дефицита;
— общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Процедура первого чтения предполагает заслушивание доклада Правительства РФ, содокладов Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклада председателя Счетной палаты РФ. Затем депутаты принимают постановление о принятии либо отклонении законопроекта о бюджете. Рассматривая проект бюджета, Государственная Дума не имеет права без согласия Правительства РФ увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета.
В случае отклонения в первом чтении законопроекта о бюджете Государственная Дума вправе передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета с целью разработки согласованного варианта бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов Государственной Думы, и заключением Комитета по бюджету Совета Федерации. Если этот вариант также не будет принят, то законопроект возвращается в Правительство РФ на доработку или ставится вопрос о доверии Правительству РФ.
Согласительная комиссия обязана в течение 10 дней разработать вариант основных характеристик бюджета, увязав предлагаемые ею показатели бюджета с внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о налогах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.