Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы
Наряду с регулирующими доходами, в бюджеты нижестоящих уровней передаются:
- дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
- субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Со второго квартала 1994 г. в практике бюджетной работы стали использоваться трансферты — оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, образуемого в составе федерального бюджета.
Трансферты были введены взамен традиционной системы регулирования «сверху» доходов территорий, жесткой регламентации расходов по каждой статье их расходов, ограничения прав и возможностей органов власти на местах в вопросах бюджетной политики, что объективно приводило к снижению их ответственности за обоснованность и реальность собственных бюджетов. Суть трансфертов, имеющих конечной целью выравнивание уровней финансовой обеспеченности регионов, состоит в том, что за счет законодательно определенной части аккумулируемых на федеральном уровне общегосударственных доходных источников образуется единый трансфертный фонд. Объем предоставления финансовой помощи через трансферты определяется по единому для всех субъектов Федерации принципу, специальной формуле, что полностью исключает принятие волюнтаристских решений по финансовому наполнению одних территорий за счет других.
Практика функционирования механизма трансфертов показала не только его несомненные достоинства, но и необходимость совершенствования в целях дальнейшей децентрализации финансовых ресурсов, повышения заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развития инвестиционной активности, проведения структурных преобразований в экономике регионов.
Финансовая помощь в виде трансфертов оказывается тем субъектам Российской Федерации, душевой доход в которых ниже среднедушевого по всем субъектам РФ. Для них установлен статус «нуждающихся в поддержке».
С учетом существенных различий между регионами по объективным причинам выравнивание душевых бюджетных доходов отстающих регионов было бы более обоснованно осуществлять в разрезе соответствующих групп территорий. Но существующая группировка субъектов Федерации по экономическим районам устарела. Ее необходимо пересмотреть с учетом экономического потенциала региона, его географического положения и природно-климатических условий.
Если с учетом предоставляемого трансферта в бюджете субъекта Федерации не хватало доходов для покрытия текущих расходов, предусматривалось оказать ему дополнительную помощь, и он получал статус «особо нуждающегося в поддержке».