Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы
Федеральные органы исполнительной власти имеют право вносить изменения в совокупную долю налоговых поступлений в федеральный бюджет путем предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. Объем предоставленных льгот при этом не может превышать установленного федеральным законом о бюджете соответствующего лимита на указанные льготы. Порядок предоставления налоговых льгот не должен противоречить налоговому законодательству.
Пересмотр перечня доходов федерального бюджета в сторону увеличения новых видов налогов или их отмены возможен только при одновременном внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство. Такой же режим установлен для изменения перечня неналоговых источников доходов. Федеральные органы законодательной власти вправе вносить изменения в перечень неналоговых доходов при условии получения положительного заключения исполнительных органов власти и одновременном внесении изменений в Бюджетный кодекс.
Для федерального бюджета возможны иные виды доходов в виде остатков средств на конец предыдущего года. К доходам федерального бюджета относятся также поступления от внешне-экономической деятельности и реализации государственных запасов и резервов и др. Особый режим зачисления в федеральный бюджет имеют доходы в виде прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами. Бюджетный кодекс также допускает возможность поступления в федеральный бюджет доходов от средств по взаимным расчетам с другими бюджетами.
Если доходы бюджета федерального уровня представлены только двумя их категориями: собственными и заимствованными, то доходы бюджетов субъектов РФ включают еще и регулирующие доходы. В виде регулирующих источников выступают налоговые доходы, передаваемые из федерального бюджета. Иными словами, не все доходы федерального бюджета поступают на покрытие его собственных расходов. Часть их в соответствии с нормативами, предусмотренными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления», подлежит передаче в качестве регулирующих доходов или иных режимов в бюджеты нижестоящего уровня.
Аналогичный режим действует для бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ обязаны передавать в местные бюджеты на постоянной или временной основе на срок не менее трех лет часть доходов своих бюджетов, поступивших от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов. Эти доходы передаются полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством. Они включают налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе за региональными бюджетами, в том числе поступления от региональных налогов и сборов. В эту же группу доходов входят отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за минусом отчислений, передаваемых в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты.