Сметно-бюджетное финансирование
Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере.
Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в ней — бюджетными учреждениями.
В бюджетную сферу входят социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Российской Федерации, содержание представительных и исполнительных органов власти государства.
Согласно ст.70 БК РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят:
— оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;
— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
— трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных Российским законодательством;
— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оплата товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.
Существование и функционирование бюджетных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества, особенно в условиях предпринимательства и рыночных отношений, когда научно-технический прогресс охватывает все формы и ступени материального производства и создает предпосылки для всестороннего развития личности.
Смета. Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.
В первые годы развития в России предпринимательства понятие сметы расширилось. Если ранее она охватывала только расходы, а по собственным средствам составлялась другая смета — смета доходов, то в рыночных условиях до 1998 г. включала также доходы организации и выступала как смета расходов и доходов.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, по собственным доходам составляется другая смета. Смета расходов составляется на основе экономической классификации Российской Федерации расходов бюджетов, которая содержит предметно-целевые статьи и виды расходов. Рассмотрим содержание данной классификации. Она подразделяется на две группы расходов: текущие расходы и капитальные, каждая из которых содержит 50 наименований со своими кодами. Текущие расходы включают 21 предметно-целевую статью с конкретными видами расходов или без таковых. Так, ст. 110 100 «Оплата труда государственных служащих» подразделяется на следующие виды расходов: основной оклад гражданских служащих, надбавки к заработной плате гражданских служащих, дополнительная оплата гражданских служащих, а ст. 110600 «Оплата услуг по связи» отдельных видов расходов не содержит.