Порядок контроля за исполнением бюджетов
Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляются и другие документы и материалы, в том числе: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ, отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др.
Перед началом рассмотрения отчета об исполнении бюджета контрольные органы представительных органов власти проводят внешнюю проверку указанного отчета.
На федеральном уровне такую проверку в течение 1,5 месяцев после представления данного отчета в Государственную Думу осуществляет Счетная палата РФ, которая использует при этом материалы и результаты ранее проведенных проверок и ревизий. По результатам проверки Счетной палатой готовится заключение, которое содержит материал по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с обозначением сумм кассовых расходов, использованных по целевому назначению, и случаев нецелевого применения бюджетных средств с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение об их нецелевом использовании, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей.
В данном заключении подробно указываются факты, по которым допущено расходование средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, каждый случай финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью, а также нарушения порядка предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и т.д.
Порядок рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета предусматривает, чтобы он был рассмотрен в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. В процессе рассмотрения отчета депутаты Государственной Думы заслушивают доклады руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета, министра финансов об исполнении федерального бюджета, Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение председателя Счетной палаты РФ. В обсуждении могут принять участие председатель Конституционного Суда РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает решение либо об утверждении данного отчета, либо о его отклонении. Согласно ст. 273 БК РФ представительный орган власти вправе принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону о бюджете при условии, что не вводился режим сокращения и блокировки расходов.