Порядок финансирования социально-культурных мероприятий
Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
В условиях рынка финансирование социально-культурных мероприятий претерпело значительные изменения. Теперь наряду с бюджетными средствами активным источников финансирования являются внебюджетные средства, главным образов доходы от предпринимательской деятельности. Рассмотрим финансовую ситуацию, сложившуюся в сфере социально-культурной деятельности государства, на примере финансирования образования и здравоохранения.
Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266—1 предусмотрено, что «право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного общего общего) образования и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательных учреждений.
Как было сказано ранее, наряду с бесплатным образованием допускаются платные дополнительные образовательные услуги. Но эти услуги должны быть дополнительным видов занятий после образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Данные услуги не относятся к предпринимательской деятельности.
Первым подразделением образования является общее образование, которое включает систему общеобразовательных школ: детские сады, школы начальные, неполные средние и средние, а также школы-интернаты.
В большинстве своем школы являются государственными и муниципальными, т.е. бюджетными, учреждениями. Для определения расходов каждой школы берется число классов и количество обучающихся в них детей. Класс — основной показатель установления расходов школы. От количества классов исчисляется большая часть школьных расходов. Основные из них — заработная плата учителям, административно-обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу, расходы на наглядные пособия, которые постоянно возрастают. Остальные средства расходуются на канцелярские и хозяйственные потребности.
В сельских школах с малым количеством учащихся нормативы финансирования должны обеспечивать все расходы школы независимо от количества обучающихся.
Следующим подразделением образования является профессиональное образование. Оно включает:
1) начальное профессиональное образование, т.е. профессионально-технические училища и специальные училища;