Понятие налога. Основные начала и функции налогообложения
Становление рыночной экономики в Российской Федерации изменило структуру источников обеспечения государства финансовыми ресурсами. Основным источником государственных доходов на данном этапе развития экономики являются налоги.
Под государственным доходом понимаются финансовые ресурсы, поступившие из различных источников в распоряжение государства, которые позволяют ему решать задачи публичного характера и осуществлять необходимые государственные функции.
Анализируя источники доходов в федеральный бюджет, можно сделать вывод о том, что в последние годы за счет налогов формируется 75—80% федерального бюджета.
В зависимости от порядка формирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины.
Налоги — это взносы, устанавливаемые государством, выступающим в качестве субъекта публичного права, так как оно защищает общезначимые интересы всего народа и действует от его имени. Исходя из этого следует сказать, что всеми вопросами налогообложения должна заниматься исключительно законодательная власть. Основные положения о налогах в нашей стране закреплены Конституцией РФ. Конституционные нормы позволили создать федеральные законы Российской Федерации, которые стали главными источниками налогового права.
За рубежом правовая наука придает большое значение определению понятия налога, поскольку в нем отражена сущность и характерные особенности правоотношений, имеющих место в процессе взимания налогов. Однако в ранее принятом Законе РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г. не проводилось четкой грани между налогом и другими платежами. Согласно ст. 2 данного закона «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами».
Следовательно, в нем дано единое определение для налога, сбора, пошлины и другого платежа как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня. Такое недостаточно четкое определение является следствием того, что налоги, пошлины и сборы — категории одного рода, имеющие общие признаки, характерные для всех платежей. К этим признакам законодатель относит такие, как законно установленная форма определения порядка и условий их взимания, обязательность уплаты, принудительный характер изъятия, связь платежа с бюджетом, а также безэквивалентность критерия. Однако понятие «налог» следует отделять от понятий «сбор», «пошлина» и других исходя из следующих причин.
Во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи — не элементы услуги, хотя и уплачиваются в связи с ее оказанием. Они не являются ценой услуги, их можно отменить, а органы, собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью.
Во-вторых, эти платежи взимаются с тех лиц, которые вступают в правовые отношения с соответствующим органом по вопросам получения нужных ему услуг. Плательщик свободно выбирает государственный орган и уплачивает необходимую пошлину.