Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег
Важную роль в правовом регулировании налично-денежного обращения Российской Федерации занимают правовые нормы, определяющие применение такого метода регулирования денежного обращения, как контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег, и такого инструмента, как ответственность руководителей организаций за нарушение установленных правил кассовой дисциплины.
Функции контроля за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке...» возложены на Банк России, который реализует свои полномочия в данной сфере через нормотворческую деятельность и меры административного характера. Значительная роль в проведении контрольных мероприятий по соблюдению кассовой дисциплины юридическими лицами отводится российским законодательством Министерству РФ по налогам и сборам.
Как было отмечено во втором параграфе данной главы, основными документами, регулирующими кассовую дисциплину предприятий, «рожденными» в недрах ЦБ РФ, являются Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, где раскрыты основные методы и виды контроля за обращением налично-денежной массы в Российской Федерации. Так, предварительный контроль в ходе регулирования оборота наличных рублей организуется посредством метода прогнозирования — составления коммерческими банками и учреждениями Банка России прогнозов кассовых оборотов на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий.
Оперативный контроль за соблюдением кассовой дисциплины организациями организуется методом лимитирования — коммерческим банкам и их клиентам устанавливаются лимиты наличных денег в их кассах. Последующий контроль за соблюдением организациями правил хранения, расходования и обращения денег реализуется посредством метода ревизий и проверок — клиенты коммерческих банков проверяются последними на предмет фактического соблюдения кассовой дисциплины.
Организация контроля за соблюдением данных нормативных документов осуществляется Банком России через систему коммерческих банков при помощи мер административного характера. Так, Положением № 14-П на коммерческие банки возложена функция проверки кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах не реже одного раза в два года. О том, что это неэффективно и необоснованно, уже говорилось. И тем не менее банки проводят предписываемые им нормативными документами проверки.
Например, за девять месяцев 1999 г. кредитными организациями было проверено 38 355 организаций, или 12,2% от числа контролируемых по соблюдению порядка работы с денежной наличностью. Из них допустили нарушения порядка работы с денежной наличностью 3,5% предприятий. Еще раз повторим, что, как и следовало ожидать, данные мероприятия не обеспечили достижение главной цели, которая была поставлена ЦБ РФ по регулированию налично-денежного обращения, — резкого сокращения уровня наличных рублей в обращении.