Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства
Садоводческие, огороднические и дачные объединения — это одна из разновидностей некоммерческих объединений граждан, которая имеет не только общегражданские права и обязанности, но и свой правовой статус, отражающий их специфическую природу как социального явления, направленного на реализацию конституционных прав граждан на отдых и охрану здоровья.
Как отмечает Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 декабря 2004 г. № 19-П по делу о конституционности подп. 8 п. 1 ст. 38 Н К РФ в связи с коллективной жалобой, право граждан на объединение относится к базовым ценностям общества и государства. Среди объединений особо социально значимы садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, создаваемые и действующие для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, а не в целях получения прибыли. Эти объединения, охватывающие десятки миллионов граждан, с одной стороны, участвуют в производстве сельскохозяйственной продукции, внося свой посильный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, с другой — создают условия для улучшения материального благосостояния, отдыха и здоровья граждан, особенно проживающих в городах и поселениях городского типа. Признавая столь важное социально-экономическое предназначение указанных объединений, законодатель закрепил специальные обязанности государства в ст. 7 «Государство и кооперативы» Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в которой садоводческие, огороднические объединения признаны разновидностью потребительских сельскохозяйственных кооперативов как некоммерческих организаций. Более того, в специальном Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 1 в отдельной гл. VIII «Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями» ст. 35, 36,37 и 38 посвящены многосторонним и конкретным формам государственной поддержки, порядку ее осуществления, содействию органов государственной власти и органов местного самоуправления этих объединений.
Особое значение имеет ст. 37 Закона «Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов». В статье говорится о том, что обозначенное в названной статье участие осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциаций на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения, и в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического и дачного объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного объединения о содержании предлагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения; решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений, может быть обжаловано в суде.
Рассматриваемая категория субъектов аграрного права имеет свою глубокую историю. Все названные виды объединений формировались вскоре после победы в Великой Отечественной войне не только как формы оздоровления граждан, но и как дополнительный источник их материального благополучия. Садоводческие товарищества создавались при производственных организациях и учреждениях. В настоящее время все объединения имеют статус юридического лица и оторваны от последних.