Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов
Саморегулируемая организация осуществляет следующие функции: 1) представляет интересы своих членов; 2) разрабатывает и устанавливает обязательные для членов правила; 3) разрабатывает и устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации; 4) разрабатывает рекомендации и иные касающиеся деятельности кооперативов и их союзов документы, примерные уставы кооперативов, их союзов и образцы их внутренних документов и т. д. Следовательно, саморегулируемые организации вправе определять практически все направления деятельности не только своих членов, но и кооперативов. Это прямо перечеркивает принципы независимости и самостоятельности кооперативов.
Саморегулируемые организации подлежат внесению в государственный реестр. Порядок ведения государственного реестра определен постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».
Государственное регулирование деятельности этих организаций осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ.
Саморегулируемая организация не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, быть членом другой саморегулируемой организации или членом ревизионного союза, учреждать аудиторские или ревизионные организации и осуществлять ревизии. За счет взносов своих членов саморегулируемые организации должны формировать компенсационный фонд в размере не менее 1 млн руб., за счет средств которого возмещаются убытки кооперативов, возникших в результате некачественной или недобросовестной ревизии. Следовательно, саморегулируемая организация возмещает кооперативу причиненные ему ревизионным союзом убытки за счет членских взносов кооператоров.
Члены саморегулируемой организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами саморегулируемой организации.
Таким образом, существующая правовая конструкция ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций является финансово обременительной для кооперативов и становится препятствием для развития сельскохозяйственной кооперации в стране в целом, если не сказать иначе — ее разрушителем. К тому же эта конструкция юридически не состоятельна, так как ревизионные союзы как члены саморегулируемой организации являются некоммерческими организациями, что противоречит Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ.