Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
Субъектами права на ведение ЛПХ, а значит, и субъектами аграрного права являются граждане, совместно ведущие хозяйство. Применительно к ЛПХ законодатель не употребляет терминов «объединение граждан», «члены хозяйства», «глава хозяйства», «имущество хозяйства». Для сравнения отметим, что, например, в Федеральном законе от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском хозяйстве»1 эти формулировки используются. Следовательно, само личное подсобное хозяйство правосубъектным образованием не является, рассматривать его как «лицо», «личность» нельзя. В связи с этим представляется не основанным на законодательстве объявление личных подсобных хозяйств субъектами аграрного права2. Говорить о «правовом положении» или «правовом статусе» ЛПХ можно лишь с определенной долей условности.
В последнее время интерес к проблемам правового регулирования ЛПХ в юридической науке усилился. Некоторые авторы предлагают выделить наряду с личным подсобным хозяйством, крестьянским хозяйством, огородничеством и садоводством такую форму деятельности, как крестьянский двор, — особую форму непредпринимательской деятельности гражданина или гражданина и членов его семьи с частичным привлечением наемного труда по производству, переработке и реализации собственной сельскохозяйственной продукции, являющейся основной формой занятости и единственным источником дохода лиц, ведущих его на земельном участке, предоставленном и приобретенном для ведения хозяйства. Такой крестьянский двор требует признания и поддержки со стороны государства3. Однако неясно, почему «крестьянский двор» надо выделять отдельно наряду с личным подсобным хозяйством. Ведь крестьянский двор вполне «вписывается» в рамки Федерального закона «О лично подсобном хозяйстве», который не ограничивает граждан, ведущих ЛПХ, ни с точки зрения занятости, источников доходов, а также привлечения наемного труда.
Р. Т. Бакирова не дает ответов на вопросы о порядке регулирования имущественных отношений в «крестьянском дворе»: должны ли доходы его членов облагаться налогами, будут ли отличия в нормировании земельных участков для «крестьянского двора» по сравнению с ЛПХ. По отдельным вопросам можно предположить, что таких отличий не будет. Зачем же тогда выделять «крестьянский двор» в отдельную категорию? Кроме того, не ясен субъектный состав двора, так как в него не смогут входить пенсионеры, женщины, получающие пособие на детей, иные лица, имеющие другие источники дохода, поскольку, по мнению автора, члены двора должны существовать исключительно на доходы от деятельности двора. И как быть, если другой источник дохода появится после создания двора или если из двора уволится последний наемный работник — переводить двор в категорию ЛПХ? С учетом сказанного представляется, что предложение о выделении в отдельную категорию крестьянского двора недостаточно обоснованно.