Особенности приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции
Особое внимание обращается на поручение Правительства РФ в данном постановлении, адресованное Минсельхозу России, Минэкономики России и Госкомимуществу, разработать и утвердить порядок выделения бюджетных ассигнований, инвестиционных кредитов и осуществления других мер, направленных на устранение локального монополизма акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, и создание условий для приобретения контрольных пакетов их акций сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Таким образом, Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. и постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 195 явились важным шагом государства не только по предотвращению возникновения локального монополизма при последующей приватизации предприятий в сфере переработки продукции и оказании услуг сельскохозяйственным организациям, но и по устранению его уже созданного в процессе предыдущего этапа приватизации. К тому времени ущерб, причиненный локальным монополизмом агропромышленному комплексу в целом, принял огромные размеры.
Сельскохозяйственные организации вынуждены были в связи с разорительными условиями, диктуемыми предприятиями-монополистами, отказываться от их услуг, покупать оборудование и создавать свои подразделения без обеспечения надлежащей технологии и качества выпускаемой продукции и выполненных работ, что привело к дополнительным инвестициям и определенным организационно-техническим затруднениям, к спаду объемов и удорожанию производства сельскохозяйственной продукции в целом по отрасли; пострадали и сами предприятия-монополисты — загрузка их производственных мощностей сократилась до 40%.
Поэтому устранение последствий локального монополизма и предотвращение возникновения его в будущем было объявлено важной государственной задачей в ряде последующих нормативных правовых актов.
В указанных и других нормативных правовых актах ставилась задача обеспечить обладание контрольным пакетом акций предприятий-монополистов сельскохозяйственными организациями-потребителями их услуг путем выпуска дополнительных акций на льготных условиях. Предусматривался также иной путь — преобразование созданных при приватизации акционерных обществ в потребительские кооперативы, что требует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, установивший возможность преобразования акционерных обществ только в общества с ограниченной ответственностью или в производственные кооперативы.