Основные направления гос. поддержки сельскохозяйственного производства
Институт финансово-экономической государственной поддержки производителя сельскохозяйственной продукции — правовое явление, свойственное всем капиталистическим странам с развитой экономикой, которое получило особую значимость и масштабность в последние три десятилетия.
Сельскохозяйственное производство в мире, по сути, стало традиционно дотационным. Причины тому — технологические особенности данной отрасли экономики, влекущие за собой низкую доходность сельскохозяйственной деятельности, а также неизмеримо важная социально-экономическая значимость ее для всего человечества. Доля государственной поддержки в стоимости валовой продукции сельского хозяйства в США, Европейском союзе в целом до и после вступления во Всемирную торговую организацию составляла 25-50%, а в отдельных странах достигала 70% и более.
В современной России до 1997 г. системы государственной поддержки сельского хозяйства практически не существовало. Более того, отдельные правовые решения, принимаемые на федеральном уровне, при отсутствии необходимых правовых инструментов их осуществления вместо поддержки на практике причиняли значительный экономический ущерб производителям сельскохозяйственной продукции. Так, полная либерализация цен на промышленные товары, используемые в сельском хозяйстве в качестве средств производства, при обязательной реализации части сельскохозяйственной продукции в порядке государственных закупок по низким установленным государством закупочным ценам в 1992-1993 гг. обусловили неимоверные «ножницы цен» на указанные виды продукции и, как следствие, глобальную убыточность сельскохозяйственного производства, т. е. не только вымывание полностью созданного в отрасли чистого дохода, но и непокрытие выручкой от реализации сельскохозяйственной продукции значительной части затрат на ее производство. В итоге 1994 г. «ознаменовался» глубоким финансовым кризисом, абсолютной финансовой неспособностью сельскохозяйственных организаций получить краткосрочный кредит на проведение весенне-посевных и иных работ. Введенное Правительством РФ в 1994 г. товарное кредитование — поставка горюче-смазочных материалов, транспортных услуг сельскохозяйственным организациям под будущую государственную закупку сельскохозяйственной продукции спасло сельскохозяйственное производство, но одновременно увеличило его убытки в результате невмешательства государства в ценообразование на горюче-смазочные и иные товары и услуги, что создало условия для резкого повышения цен на них. Важную роль в спасении сельского хозяйства сыграло введенное в 1995 г. обеспечение агропромышленного производства продукцией машиностроения и племенного животноводства на основе финансовой аренды. Однако по той же причине — невмешательство государства в установление лизинговыми компаниями снабженческих наценок на оптовые цены лизинговой продукции — сельскохозяйственные организации вновь понесли дополнительные убытки.
Система финансовой государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции начала складываться лишь после принятия Федерального закона от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», который ввел: