Основные направления гос. поддержки сельскохозяйственного производства
Важную роль сыграла реализация мероприятий в рамках национального проекта «Развитие АПК».
Вместе с тем общие размеры финансовой поддержки государством сельского хозяйства были незначительны. Широкий размах получило банкротство сельскохозяйственных организаций и крестьянских, в котором предусмотрена реструктуризация просроченной задолженности по одному из трех возможных вариантов: 1) списание пеней и штрафов; 2) отсрочка и рассрочка; 3) списание основного долга и процентов по нему. В программе финансового оздоровления участвовали по разным оценкам 12-13 тыс. сельскохозяйственных организаций. Значительная часть из них к началу 2007 г. вышла из программы финансового оздоровления. Однако Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в соответствии с Государственной программой продолжает действовать.
В системе государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции особо важная роль принадлежит льготному режиму налогообложения. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена специальная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяемая наряду с иными режимами налогообложения. Режим единого сельскохозяйственного налога закреплен в ст. 3461-34610 гл. 261 НК РФ. Суть этого режима состоит в следующем:
1) плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями согласно критериям, установленным в ст. 3462 НК;
2) переход на уплату ЕСХН добровольный;
3) организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль, на имущество, единого социального налога, а также не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость;
4) организации, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
5) иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общими иными режимами налогообложения;
6) индивидуальные предприниматели, в том числе крестьянские хозяйства, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, а также единого социального налога. Все остальные параметры режима ЕСХН для этой категории налогоплательщиков те же, что и для организаций;
7) объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом названные в Налоговом кодексе РФ разные виды доходов являются не чем иным, как денежными поступлениями, а расходы — материальные затраты, оплата труда и другие расходы, обычно включаемые в себестоимость единицы каждого вида полученной продукции. Иначе говоря, в классическом экономическом смысле налоговой базой единого сельскохозяйственного налога в Налоговом кодексе признается, по существу, прибыль организации или индивидуального предпринимателя;