Иные критерии формирования аграрного права как отрасли права
В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности » 1 для целей данного Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки. Для признания крестьянского хозяйства таковым, Закон № 127-ФЗ не ввел аналогичные требования.
В Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» 2 использовано понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель», которым признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку при условии, что в общем доходе сельскохозяйственного товаропроизводителя доля от ее реализации составляет не менее 70% в течение календарного года.
В состав сельскохозяйственных товаропроизводителей ошибочно включены также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, якобы в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», что в действительности противоречит последнему, так как это хозяйство не осуществляет предпринимательскую деятельность, не может признаваться товаропроизводителем, и потенциальным налогоплательщиком не является.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Закон закрепил исчерпывающий перечень потребительских кооперативов, назвав их сельскохозяйственными, но не определил никаких экономических параметров для юридического признания таковыми.
Однако при внесении изменений в Налоговый кодекс РФ Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ подкорректировал понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель», признав им организации и индивидуальных предпринимателей при условии, если они имеют не менее 70% доли дохода в них от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки. Иначе говоря, сельскохозяйственная продукция, подвергшаяся последующей промышленной переработке, в отличие от формулы Закона не считается сельскохозяйственной, и если в организации ее доля в доходах будет значительна, то единый сельскохозяйственный налог на нее не распространяется.
Есть все основания считать неправомерными не только распространение общих условий признания сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но и вообще включение их в состав налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, так как это означает двойное налогообложение их доходов. Согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» прибыль потребительских кооперативов в конце года распределяется между их членами пропорционально участию в деятельности кооперативов и включается в состав дохода их членов при исчислении единого сельскохозяйственного налога.