Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
Легально, на уровне закона, понятия «оптовый продовольственный рынок» не существует, ибо нет самого закона. В актах ряда субъектов Федерации и в литературе иногда по аналогии с определением товарной биржи оптовый продовольственный рынок признается организацией с правами юридического лица, формирующей оптовый рынок в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам.
В приложении к приказу Департамента продовольственных ресурсов Правительства г. Москвы от 13 февраля 2003 г. «О создании оптовых продовольственных рынков и распределительных центров на предприятиях оптовой торговли продовольствием в 2003 году» дано следующее определение такого рынка. Это «предприятие, предоставляющее торговые места арендаторам и обеспечивающее условия для осуществления ими преимущественно на конкурсной основе оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в определенном месте, в определенное время и по установленным правилам».
Оптовые продовольственные рынки являются одним из необходимых элементов рыночной инфраструктуры, называемой наряду с товарными биржами, выставками, ярмарками организаторами торговли, ибо их задача — обеспечить взаимодействие изготовителей, посредников и потребителей по купле-продаже товаров.
Во многих странах с развитой рыночной экономикой проблема продовольственного снабжения населения отечественными продуктами питания разрешается через регулируемые государством оптовые продовольственные рынки. Такая система имеет ряд преимуществ как для населения крупных городов и промышленных центров, так и для сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства в целом.
Для населения крупных городов и промышленных центров тем самым создаются условия для круглогодового снабжения свежими высококачественными продуктами питания и по низким ценам, а для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий решается проблема сбыта, а следовательно, поступление средств от реализации продукции. Создаются равные условия для выхода на цивилизованный и конкурентный рынок. Государство, в свою очередь, решает проблему легализации оптовой торговли и дополнительного поступления средств в государственный бюджет.
Первые шаги по созданию оптовой продовольственной торговли начались в России в конце 1992 г. с изучения опыта работы оптовых продовольственных рынков Испании, Франции, Японии, США и других стран, где координация и регулирование этих рынков осуществляются государственными органами власти. В Японии, например, принята национальная политика по оптовым продовольственным рынкам. Здесь функционируют два вида рынков: центральные — в городах с населением более 200 тыс. человек и местные — в городах и населенных пунктах с меньшей численностью населения. На первых из них состав учредителей рынка и лицензирование определяется Минсельхозом Японии, а на остальных — губернаторами. Причем каждые пять лет состав учредителей и оптовых продавцов уточняется. Это дает возможность государственным и местным органам власти регулировать и защищать собственный продовольственный рынок от неконтролируемого ввоза импортного продовольствия. В Испании в городах с населением более 100 тыс. человек функционируют 22 оптовых продовольственных рынка в форме акционерных обществ с контрольным пакетом акций в государственной и муниципальной собственности. Регулирование деятельности этих рынков осуществляется через ГП «Меркаса»1. Зарубежный опыт доказывает эффективность оптовых продовольственных рынков в решении названных задач, а также в выполнении весьма важной в рыночных условиях роли информационного центра в изучении спроса и предложения.
Смотрите подробности как пользоваться кофеваркой delonghi на нашем сайте.