Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
Если объем импорта продукта, подлежащего тарификации, в базовом периоде составлял менее 5% объема внутреннего потребления, страна обязуется обеспечить гарантированный уровень доступности для импорта. Иначе говоря, в течение первого года действия Соглашения должна быть обеспечена возможность доступа на рынок на уровне 3% от объема внутреннего потребления с увеличением этого показателя до 5% к концу имплементационного периода.
Для обеспечения выполнения требования о минимальном уровне доступности импорт в пределах обязательства в отношении минимального доступа должен облагаться пошлиной по низким ставкам, а остальной объем импорта будет облагаться по ставкам, установленным в процессе тарификации, т. е. вводится квотированный тариф.
3. Положение о специальных механизмах защиты, особом и дифференциальном подходах. Специальные механизмы защиты применяются только в отношении товаров, подлежащих тарификации. Они вводятся, если объем импорта превышает некоторый пороговый уровень или цена импортированного товара оказывается ниже порогового значения цены. При этом торговый уровень импорта устанавливается по схеме, представленной в самом Соглашении, на основании возможностей доступа на рынке, определяемых как доля импорта в объеме соответствующего внутреннего потребления за три предшествующих года. Пороговое значение цены равно средней за 1986-1988 гг. справочной цене на рассматриваемый продукт. Размер специальной защиты устанавливается на основании п. 4 и 5 ст. 5 Соглашения.
Особый подход позволяет странам не проводить тарификацию до конца имплементационного периода. Особый подход распространяется на первичную сельскохозяйственную продукцию и продукты переработки, в отношении которых соблюдены некоторые условия и обеспечиваются минимальные возможности доступа, представленные в приложении 5 к Соглашению. Дифференциальный подход относится к развивающимся странам.
Дифференциальный подход Россия может использовать таким образом, чтобы в наибольшей степени подвергались сокращению ставки ввозных пошлин на товары, объем импорта которых небольшой, а в наименьшей — наиболее чувствительные группы товаров, импорт которых значительный. К группе товаров, по которым Россия должна обеспечить минимальный доступ, относятся картофель и яйца. Для России проблемой является ограничение им-порта сахара и специальные защитные меры против демпинговых цен на импортную продукцию.
В Соглашении установлен имплементационный период 6 лет, а базовый — с 1986 по 1988 г. В связи с тем что этот базовый период был определен в процессе Уругвайского раунда переговоров, в котором не участвовала Россия, не будучи членом ГАТТ, для нее должен быть установлен иной базовый период, что явилось самым большим затруднением в ходе переговоров. Базовые же ставки для снижения определяются в процессе переговоров.