Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
Однако наибольшие конкурентные преимущества от устранения барьеров получают предприниматели экономически более развитых стран. Последнее объясняет особенно сильное стремление их правительств к максимальной либерализации международной торговли.
Насколько само событие — присоединение России к ВТО и ее членство в будущем — отвечает интересам сельского хозяйства, а стало быть, и всего населения страны, покажет следующий анализ.
В ходе переговорного процесса по поводу присоединения к ВТО Российская Федерация причислена к категории стран с развитой экономикой, для которых установлен шестилетний переходный период, в течение которого присоединившаяся страна должна выполнить требования, закрепленные в Соглашении по сельскому хозяйству. Для развивающихся стран этот период составляет десять лет. Соглашение предусматривает три условия:
- обязательства по доступности внутреннего рынка;
- снижение внутренней поддержки сельского хозяйства;
- снижение субсидирования экспорта.
Первое требование — обязательства по доступности внутреннего рынка — состоит из трех обязательств:
- положение о тарификации и ограничительных обязательствах;
- положение о существующем и минимальном доступе;
- положение о специальных механизмах защиты, особом и дифференциальном подходах.
1. Положение о тарификации и ограничительных обязательствах содержит следующие условия. Существующие нетарифные барьеры должны быть преобразованы в их тарифные эквиваленты, которые определяются как разность между средней внутренней ценой на данный продукт и средней ценой мирового рынка на этот же или аналогичный продукт в базовом периоде. Тарифные эквиваленты для обработанных продуктов вычисляются на основе тарифных эквивалентов для каждого из составляющих, умноженных на ее долю в конечном продукте.
Все тарифы должны быть связаны, т. е. не могут быть увеличены без уведомления других стран — членов ВТО или без компенсации этим странам возможных потерь, возникающих в связи с дополнительными ограничениями экспорта.
Существующие таможенные пошлины, а также ставки тарифов, установленные в процессе тарификации, подлежат сокращению по сравнению со ставками базового периода в среднем на 36% равными долями в течение 6 лет. Сокращение по каждой тарифной линии должно составлять не менее 15%.
2. Положение о существующем и минимальном доступе. Если импорт продукта, подлежащего тарификации, в базовом периоде превышал 5% от объема внутреннего потребления, страна должна поддерживать уровень доступа, существовавший в течение базового периода.