Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
Механизм функционирования ВТО состоит из двух систем: управление многосторонними переговорами и принятие согласованных решений; контроль за выполнением обязательств странами-членами.
Большинство решений в ВТО, как и прежде в рамках ГАТТ, принимается на основе консенсуса. Если достижание консенсуса невозможно и-неизбежно голосование, решения, как правило, принимаются большинством голосов. Но если принимаются решения о толковании Соглашения о создании ВТО и, следовательно, любого из многосторонних торговых документов, являющихся приложением к этому Соглашению, или о внесении в них поправок, а также о применении к члену ВТО в качестве чрезвычайной меры временного освобождения от обязательств, то требуется одобрение большинства в три четверти голосов. Возможность временного освобождения от обязательств предусмотрена специальной договоренностью в рамках ГАТТ 1994 г., но для получения права на освобождение требуется представление аргументированного обоснования и большинства в две трети голосов стран-членов. Такое большинство необходимо и при принятии новых членов в ВТО.
Бюджет ВТО формируется из взносов стран-членов пропорционально доле страны в мировой торговле. Для России этот взнос после принятия в ВТО оценивается ее официальными лицами ежегодно в 1,5-2,0 млн долл..
В истории экономической теории мировой торговли существуют две взаимоисключающих концепции: а) свободной торговли и б) необходимой защиты внутреннего рынка. Первая концепция вытекает из так называемой теории сравнительных преимуществ, сформулированной известным английским экономистом XIX в. Д. Рикардо. Суть ее сводится к тому, что на Земле товары должны производиться там, где есть наиболее благоприятные для этого условия. Естественно, логический вывод из такой посылки — свободный обмен товаров между отдельными странами, частями их территорий на принципах свободной торговли. В XIX в. немецкий экономист Ф. Лист выдвинул теорию протекционизма во внешних отношениях, противоположную теории Д. Рикардо и направленную на защиту внутреннего рынка Германии, которая в отличие от Великобритании, владевшей огромными колониями с их богатыми природными и человеческими ресурсами, была экономически более слабой страной.
В основе деятельности ВТО лежит теория Д. Рикардо, ибо принцип свободной торговли для нее фундаментален. В специальном издании отдела информации и отношений со средствами массовой информации ВТО говорится, что ВТО не является организацией свободной торговли, как некоторые иногда пытаются ее представить, хотя бы потому, что она допускает использование тарифов и при ограниченных обстоятельствах другие формы защиты, и далее поясняется: правильнее называть ее системой правил и норм, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции без каких-либо искажений.
Между тем, по мнению многих экономистов, одна из основных задач ВТО — либерализация международной торговли, поощряющая трансграничное движение товаров, услуг и капитала и позволяющая странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов, и вряд ли можно оспаривать важное значение устранения барьеров на пути развития международной торговли. Следовательно, меры по либерализации торговли, которые обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг, а также факторов производства приумножают выгоды, получаемые фирмами от выпуска продукции наивысшего качества, наилучшей конструкции и по наилучшим ценам.