Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
Трудовой кодекс РФ впервые законодательно закрепил понятия, связанные с тарифными условиями оплаты труда, которые ранее рассматривались в литературе как сугубо экономические категории. В результате тарифная система дифференциации оплаты труда и ее составляющие — тарифная сетка, тарифные ставки, тарифные коэффициенты — обрели характер экономико-правовой категории. Экономическая наука в состав тарифных систем включает также Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который Трудовым кодексом РФ выведен за рамки тарифных систем и выполняет роль нормативного правового акта, с учетом которого должны устанавливаться тарифные системы оплаты труда.
Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ, определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов; оклад — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалифицированного работника; квалификационный разряд — величина, отражающая уровень подготовки работника.
Для расчета оплаты труда конкретных лиц необходима еще и тарификация работ, которая дается в тарифно-квалификационных справочниках, представляющих собой перечень профессий и квалификаций, предназначенных для определения группы сложности работ, содержащих перечень профессионально-квалификационных характеристик выполняемых работ.
Через тарифную систему осуществляется связь между нормированием, количественной и качественной оценкой труда с его оплатой. Поэтому тарифная система должна быть базой для всей системы оплаты труда в любой организации. Согласно рекомендациям, разработанным Институтом труда Минтруда России, при определении минимальной тарифной ставки работников организации следует ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате, примерно равный 65-70%, с последующим повышением этого уровня до общеевропейского стандарта, согласно которому в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части заработной платы составляет не менее 90%, обеспечивая высокий уровень организации оплаты и эффективности труда.
Однако этим рекомендациям не всегда следуют на практике, особенно в сельском хозяйстве. Так, в п. 2.3 Генерального соглашения от 24 декабря 2004 г. между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2006-2007 годы2 указывается, что при определении минимальной тарифной ставки работников организаций следует ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50%. Таким образом, Генеральным соглашением предусматривается заниженный удельный вес тарифа в заработной плате, что снижает гарантии и роль тарифной системы как базы в системе оплаты труда.