Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что государство, по существу, отказалось от централизованного регулирования тарифных условий оплаты труда, что практически оказалось не всегда оправданным. Это подтверждается современным состоянием тарифных систем в сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организациях.
Многие сельскохозяйственные организации используют отраслевые и межотраслевые шестиразрядные тарифные сетки и схемы должностных окладов, введенные еще постановлением Госагропрома СССР, Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 30 октября 1986 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства». При этом соотношение уровня тарифных ставок первого разряда трактористов-машинистов к уровню тарифных ставок работников на работах в животноводстве и на конно-ручных работах составляет 1:3, а тарификация труда осуществляется согласно справочнику по тарификации механизированных и ручных работ в сельском, водном и лесном хозяйстве Государственного агропромышленного комитета СССР.
Отдельные сельскохозяйственные организации пытались применять составные элементы Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы: разряды и коэффициенты оплаты труда ЕТС по общеотраслевым и основным должностям служащих бюджетной сферы с 18 разрядами, утвержденной впервые постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» 2, поскольку было рекомендовано внедрять ЕТС в производственную сферу. Однако практика в сельском хозяйстве не оправдала эти рекомендации. Единая тарифная сетка к 2008 г. не выдержала испытаний и в бюджетной сфере.
Сложившееся в настоящее время локальное регулирование тарифных систем в сельскохозяйственных организациях нельзя признать удовлетворительным. Не обеспечивается реализация одного из принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в ТК РФ, — обеспечение справедливой заработной платы. Равный по качеству труд в разных организациях оплачивается на существенно разных уровнях при равных экономических и финансовых возможностях организаций.