Акты субъектов РФ и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
Четвертая группа нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус субъектов аграрного права, представлена федеральными законами «О крестьянском хозяйстве»; «О сельскохозяйственной кооперации»; «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; «О личном подсобном хозяйстве». Поскольку эти законы носят гражданско-правовой характер, постольку субъекты Федерации не принимали аналогичные законы, за исключением законов о крестьянском хозяйстве, которые были приняты всеми республиками, входящими в состав Российской Федерации в 1991-1992 гг..
В законах всех республик не только воспроизведены положения Федерального закона «О крестьянском хозяйстве», но и имеются существенные отличия: земельные участки Для ведения крестьянского хозяйства предоставлялись не на праве частной собственности как по федеральному закону, а на праве пожизненного владения. Кроме того, в законе Республики Тыва в противоречии с федеральным законом установлены две правовых модели крестьянского хозяйства, из которых модель хозяйственного общества нельзя признать правомерной. Однако ряд правовых решений в нормативных правовых актах субъектов Федерации заслуживает положительной оценки: повышены квалификационные требования к главе крестьянского хозяйства при его создании, установлены предельный возраст главы и условие постоянной прописки, проживание на территории республики в течение 10 лет. В Татарстане для создания крестьянского хозяйства гражданам, не имеющим опыта ведения сельского хозяйства, земельные участки предоставлялись в аренду сроком на три года с последующим переоформлением на праве собственности, если удовлетворены все требования.
Пятая группа нормативных правовых актов об отдельных видах производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций и граждан, которые составляют значительную совокупность федеральных законов: «О зерне»; «О ветеринарии»; «О племенном животноводстве»; «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»; «О семеноводстве»; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; «О карантине растений».
Все названные законы, будучи по своему назначению и содержанию организационно-технологическими комплексными актами, имеют большое не только производственное, но и социальное значение, поскольку все они носят публичный характер, направлены в конечном счете на самодостаточное обеспечение населения доброкачественным продовольствием и сохранение его жизни и здоровья. Естественно, такие законы должны приниматься Российской Федерацией, а не ее субъектами. Некоторые субъекты Федерации принимали аналогичные законы раньше федеральных. Однако, развивая Федеральный закон «О ветеринарии», в Республике Алтай принят указ «Об усилении ветеринарного контроля», а в Татарстане — закон «О ветеринарном деле в республике».
Шестая группа нормативных правовых актов о социальном развитии села, как на федеральном, так и на региональном уровнях, представлена долгосрочными программами общего характера или отдельными целевыми программами, которые принимались ранее и в субъектах Федерации.