Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ
Легитимные определения понятий «аграрная реформа», «земельная реформа», «экономическая реформа» отсутствуют, и нет ясности в юридической, экономической, философской литературе. Особенно это касается родового понятия «реформа». В Энциклопедическом словаре 1955 г. под ред. Б. А. Введенского реформа трактуется как: 1) преобразование, изменение, переустройство и 2) политическое преобразование, не затрагивающее основ существующего государственного строя. В Словаре русского языка С. И. Ожегова 1978 г. реформа определяется как преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь, а политическая реформа — как политическое преобразование, не затрагивающее основ существующего государственного строя.
Земельная реформа в той сущности и в том формате, в которых она осуществлена в России и продолжается до сих пор, — комплекс организационно-экономических мероприятий, обеспеченных правовыми средствами, по коренному преобразованию государственной собственности на землю в частную собственность, а также состава ее субъектов, конечной целью которых является изменение всего земельного строя.
Аграрную реформу можно рассматривать в узком и широком смыслах.
В узком понимании аграрная реформа представляет собой преобразование организационно-правовых форм сельскохозяйственной деятельности во всей их совокупности в новые организационно-правовые формы, адекватные новому земельному и экономическому строю, основанному на господстве частной собственности на землю и средства производства и соответствующих распределительных отношениях.
Аграрная реформа, как и земельная, — это спланированная и целенаправленная система мероприятий в общегосударственном масштабе, приведшая к коренному изменению экономического строя в рамках агропромышленного комплекса.
В широком понимании аграрная реформа объективно представляется как органический комплекс трех реформ: земельной, аграрной и реформы управления, неразрывно связанных между собой. Дело в том, что постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 81 «О реформировании системы управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» была кардинально преобразована советская система управления АПК и в рамках нового государственного строя в последующие годы неоднократно изменялась, особенно в связи с общей административной реформой 1994 г.
Аграрная реформа в широком понимании вышла далеко за рамки понятия «реформа», что дает основания характеризовать ее как «условную реформу», реформу в кавычках1.
Однако аграрная и земельная реформы официально признаны таковыми и следует их именовать именно так, как названо в постановлении Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 81, а не как часто пишут: «земельная и аграрная реформа».
Аграрная и земельная реформы, будучи в известной мере самостоятельными экономико-правовыми явлениями, составляют одну из важнейших частей всех экономических реформ советского и современного периодов. Такой вывод следует из несколько иного, нежели принято сейчас в законодательстве и в научной литературе, подхода к пониманию сущности реформирования колхозов и совхозов, иных сельскохозяйственных организаций как преобразованию их в иные организационно-правовые формы, т. е. как смену юридической оболочки хозяйствующих субъектов.