Понятие административно-правовой нормы
Нормы административного права, прежде всего, должны быть охарактеризованы как разновидность норм права, обладающая всеми присущими нормам права признаками. Согласно положениям теории права, норма права представляет собой "исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений".
Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.
Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность.
В то же время Ю.М. Козлов указывает на наличие гораздо более солидного перечня особенностей норм административного права:
нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления;
имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти;
определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления;
выражают собой сущность исполнительной ветви государственной власти;
служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;
имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);
регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и т.п. отношения;